Действительно, статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Вместе с тем проведение публичных мероприятий, как правило, затрагивает права и законные интересы не участвующих в них граждан, вследствие чего законодательством предусмотрены организационные и иные меры, предпринимаемые органами публичной власти в целях надлежащего обеспечения права на свободу мирных собраний.
Как неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, это право может быть ограничено федеральным законом, но только в соответствии с критериями, вытекающими из закрепленных в статьях 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов недопустимости злоупотребления правами и свободами человека и гражданина, юридического равенства, обоснованности (необходимости) и соразмерности (пропорциональности).
Таким образом, право на свободу мирных собраний может быть ограничено федеральным законом, в связи с чем гражданам, желающим реализовать данное право, важно также принимать во внимание положения других норм основного закона государства и федерального законодательства, служащих ограничительным критерием.
Так, согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях конкретизации и развития статьи 31 Конституции Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен механизм реализации права на свободу мирных собраний, одним из существенных элементов которого является обязанность организатора публичного мероприятия подать в уполномоченный орган публичной власти уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление на законодательном уровне обязанности организатора публичного мероприятия заблаговременно подать уведомление о его проведении в уполномоченный орган публичной власти не может рассматриваться как отступление от конституционных основ права на свободу мирных собраний, – напротив, оно направлено на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов. Данный вывод коррелирует со сложившимся в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека подходом, согласно которому уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний (постановление от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии» и от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России»).
Прежде всего, Европейский Суд напоминает, что требование о предварительном уведомлении как таковое не является несовместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В интересах общественного порядка и национальной безопасности государствоучастник вправе требовать, чтобы собрания проводились с предварительного разрешения («Бюллетень Европейского Суда по правам человека», 2009, № 2, информация о постановлении ЕСПЧ от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии» (жалоба № 10346/05).
При недостижении согласия между организатором публичного мероприятия и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в определении от 2 апреля 2009 года № 484- О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на прямо закрепленную в статье 19 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» возможность организаторов публичного мероприятия защитить свои права в судебном порядке.
Учитывая изложенное, обязанность организатора публичного мероприятия подать в уполномоченный орган публичной власти уведомление о проведении публичного мероприятия предусмотрена федеральным законодательством. При этом отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, предложение об изменении места и (или) времени его проведения могут быть обжалованы в суде.
Уполномоченный по правам человека в КЧР
З. Н. Умалатова