Уполномоченный по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике осуществляет свою деятельность на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13 июля 2020 года «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике».
Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам.
ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2020 N 105-РЗ, от 07.07.2021 N 57-РЗ,
от 29.12.2022 N 105-РЗ, от 14.07.2023 N 50-РЗ, от 07.11.2023 N 55-РЗ)
Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
9 июля 2020 года
В Карачаево-Черкесской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Общие положения
1. Уполномоченный по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике (далее — Уполномоченный) — должностное лицо, назначаемое Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесской Республики.
2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Карачаево-Черкесской Республики и включается в перечень государственных должностей Карачаево-Черкесской Республики, установленных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23 января 2006 г. N 2-РЗ «О государственных должностях Карачаево-Черкесской Республики».
Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного
Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, действующие на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного
1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.
2. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.
3. В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и свобод человека и гражданина в случае их нарушения на территории Карачаево-Черкесской Республики.
4. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
5. В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики по вопросам своего ведения.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 4. Требования, предъявляемые к Уполномоченному
1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
(в ред. Закона КЧР от 07.07.2021 N 57-РЗ)
2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(в ред. Закона КЧР от 07.07.2021 N 57-РЗ)
Статья 5. Порядок назначения на должность Уполномоченного
1. Право вносить в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного принадлежит Главе Карачаево-Черкесской Республики, депутатам (группе депутатов, фракции) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, органам местного самоуправления, некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина, иным органам и организациям.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в течение периода, который начинается за два месяца и оканчивается за один месяц до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
3. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
4. Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации на согласование предварительно изученные (рассмотренные) на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений следующие документы:
1) письменное заявление претендента о внесении его кандидатуры в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики для назначения на должность Уполномоченного, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
б) информация о месте жительства, контактных телефонах;
в) сведения об образовании;
г) данные о наличии судимости, в том числе, снятой или погашенной;
д) основное место работы или службы и занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы — основной род занятий, специальность;
е) согласие на обработку персональных данных;
2) копия документа, удостоверяющего личность;
3) обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом Уполномоченного в случае его назначения на должность;
4) автобиография с указанием обстоятельств, установленных федеральным законодательством, о наличии или отсутствии:
а) гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели;
в) осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) копия документа о высшем образовании кандидата, а по желанию кандидата также о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени, ученого звания;
6) копия трудовой книжки, иных документов о трудовой и (или) общественной деятельности, подтверждающих опыт и навыки деятельности в области защиты прав и свобод человека и гражданина, если трудовая книжка ведется в бумажном виде, в случае ведения трудовой книжки только в электронном виде предоставляются сведения о трудовой деятельности;
7) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера, за предшествующий налоговый период;
8) копия обращения субъекта, выдвинувшего кандидатуру в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с предложением о кандидатуре на должность Уполномоченного;
9) копия решения органа, протокол собрания общественной организации.
В отношении кандидата на должность Уполномоченного могут представляться в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики рекомендации, возражения, предложения от граждан, общественных организаций, государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления независимо от того, основано ли их представление на процедурных нормах о выдвижении кандидатов и назначении на должность в соответствии с настоящим Законом.
5. Указанные в части 4 настоящей статьи документы направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в течение 15 дней после внесения кандидатур в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 6. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается и освобождается от должности Народным Собранием (Парламентом) большинством голосов от избранного числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики открытым или тайным голосованием в соответствии с Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее одного месяца со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
3. До проведения голосования на сессии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики кандидатам (кандидату) на должность Уполномоченного предоставляется возможность выступления.
Статья 7. Присяга Уполномоченного
1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики».
2. Присяга приносится на пленарном заседании (сессии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного
1. Срок полномочий Уполномоченного составляет пять лет.
2. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового Уполномоченного.
3. Истечение срока полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.
4. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
5. После вступления Уполномоченного в должность ему вручается удостоверение, являющееся документом, удостоверяющим его личность, полномочия и статус.
6. Утратила силу. — Закон КЧР от 07.11.2023 N 55-РЗ.
Статья 9. Права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного
1. Основные права, обязанности, ограничения и запреты для лица, замещающего должность Уполномоченного, а также виды и объем предоставляемых ему гарантий устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. N 61-РЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Карачаево-Черкесской Республики».
2. Уполномоченный не вправе:
1) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (в ред. Закона КЧР от 07.07.2021 N 57-РЗ)
2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;
(в ред. Закона КЧР от 28.12.2020 N 105-РЗ)
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
2.1. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
(часть 2.1 введена Законом КЧР от 28.12.2020 N 105-РЗ)
3. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики назначает нового Уполномоченного.
5. В течение срока исполнения своих полномочий, Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории Карачаево-Черкесской Республики.
6. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Уполномоченный обязан сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
7. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 10. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и настоящим Законом.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно.
3. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:
1) его смерти;
2) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
3) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;
4) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) его выезда за пределы Карачаево-Черкесской Республики на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (п. 7 в ред. Закона КЧР от 07.07.2021 N 57-РЗ)
8) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
9) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
4. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по основаниям, указанным в пунктах 2, 3, 8 и 9 части 3 настоящей статьи осуществляется после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Срок проведения таких консультаций составляет 15 дней.
5. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, производится постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Решение принимается большинством голосов от избранного числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. (в ред. Закона КЧР от 29.12.2022 N 105-РЗ)
6. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного в порядке, установленном статьями 5 и 6 настоящего Закона.
Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 11. Основные полномочия Уполномоченного и участие в правовом просвещении
1. В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:
1) осуществляет сбор и анализ информации, получаемой от государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, из обращений граждан и общественных организаций по вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина, из сообщений средств массовой информации по указанным вопросам;
2) рассматривает жалобы, предложения или заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, после того как заявителем были исчерпаны все средства правовой защиты в Карачаево-Черкесской Республике;
3) ежегодно осуществляет подготовку докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направляет их не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Главе Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Прокурору Карачаево-Черкесской Республики. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может направлять в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики специальные доклады. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также подлежат официальному опубликованию в газете «День Республики», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в средствах массовой информации;
4) лично представляет ежегодный доклад на пленарном заседании (сессии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
5) принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
2. Уполномоченный содействует правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, для чего вправе:
1) распространять информацию о правах и свободах человека и гражданина;
2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;
3) организовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) использовать иные формы и методы правового просвещения.
3. Уполномоченный вправе выполнять отдельные функции Уполномоченного по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике, иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в Карачаево-Черкесской Республике в части рассмотрения жалоб и иных обращений, в случае их направления в адрес Уполномоченного.
Статья 12. Права Уполномоченного при принятии к рассмотрению жалоб и иных обращений
1. Уполномоченный, получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее — обращение), имеет право:
1) рассмотреть обращение по существу;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.
2. В случае получения жалобы Уполномоченный:
1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», о чем сообщает заявителю;
2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
3. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.
4. В случае если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Статья 13. Иные случаи отказа в принятии к рассмотрению жалоб, адресованных Уполномоченному
1. Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Не принимаются к рассмотрению также жалобы по спорам, связанным с правоотношениями между гражданами.
3. Уполномоченным не рассматриваются повторные жалобы, если в них не содержится информация о вновь открывшихся обстоятельствах, которые не были предметом проверки.
Статья 14. Рассмотрение жалоб и иных обращений Уполномоченным
1. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в том числе сроков рассмотрения жалоб.
2. Заявление, предложение или жалоба Уполномоченному подаются в письменной форме, в форме электронного документа или в устной форме на личном приеме.
Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее — жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее — заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Карачаево-Черкесской Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Карачаево-Черкесской Республики (кроме Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Карачаево-Черкесской Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
3. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Карачаево-Черкесской Республики, органов государственной власти или иных государственных органов Карачаево-Черкесской Республики (далее — государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее — муниципальные органы), организаций, действующих на территории Карачаево-Черкесской Республики, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Статья 15. Права Уполномоченного при рассмотрении жалоб
1. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:
1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;
2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов;
3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;
4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;
5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;
6) привлекать экспертов, поручать компетентным государственным учреждениям Карачаево-Черкесской Республики проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
2. В соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.
3. В случае если в ходе рассмотрения жалобы, в частности, жалобы на решения или действия (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.
4. В случае если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.
5. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
6. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.
Статья 16. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина
1. Уполномоченный по результатам рассмотрения жалобы вправе:
1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;
2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;
5) принимать иные меры, предусмотренные законами Карачаево-Черкесской Республики, не противоречащие федеральным законам.
2. При проведении проверки Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, муниципальному органу или должностным лицам названных органов, чьи решения или действия (бездействие) проверяются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
Заявитель может быть ознакомлен с предоставленными объяснениями.
Статья 17. Взаимодействие Уполномоченного с Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики
1. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе:
1) выступать с докладом на очередном пленарном заседании (сессии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
2) обращаться в установленном порядке в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя.
2. Уполномоченный вправе обращаться в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
Статья 18. Гарантии деятельности Уполномоченного
1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:
1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;
2) бесплатно предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.
3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Карачаево-Черкесской Республики, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 19. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, а также в целях содействия совершенствованию законодательства Карачаево-Черкесской Республики, затрагивающего права и свободы человека и гражданина, приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уполномоченный также вправе:
1) направлять государственным органам, муниципальным органам, организациям свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;
2) вносить в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, реализуя право законодательной инициативы, законопроекты об изменении или дополнении законов Карачаево-Черкесской Республики, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, муниципальных органов, организаций, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законов Карачаево-Черкесской Республики, либо в силу существующих пробелов в законах Карачаево-Черкесской Республики, либо в случае, если законы Карачаево-Черкесской Республики противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) участвовать в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов законов Карачаево-Черкесской Республики, касающихся прав и свобод человека и гражданина;
4) получать примерные планы законотворческой деятельности Народного Собрании (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и законопроекты, находящиеся на рассмотрении Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
5) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, муниципальных органов организаций, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;
6) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека
1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.
2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.
Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
(в ред. Закона КЧР от 14.07.2023 N 50-РЗ)
Статья 21. Утратила силу. — Закон КЧР от 14.07.2023 N 50-РЗ.
Статья 22. Утратила силу. — Закон КЧР от 14.07.2023 N 50-РЗ.
Статья 23. Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного
(в ред. Закона КЧР от 14.07.2023 N 50-РЗ)
1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
2. Порядок финансового, организационного, материально-технического обеспечения деятельности Уполномоченного определяется Главой Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 24. Помощники Уполномоченного
1. Уполномоченный вправе иметь помощников. Помощники осуществляют свою деятельность на общественных началах.
2. Уполномоченный самостоятельно определяет общее количество своих помощников.
3. Помощник в целях исполнения поручений Уполномоченного взаимодействует в установленном порядке с гражданами, государственными органами, муниципальными органами, организациями и общественными объединениями.
4. Полномочия помощника могут быть прекращены досрочно по решению Уполномоченного.
5. Помощнику выдается удостоверение установленного образца, подтверждающее его статус, которое подлежит возврату по завершении деятельности помощника.
Статья 25. Обязанности и права помощника
1. Помощник в своей деятельности:
1) оказывает содействие Уполномоченному по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного;
2) ведет запись на прием к Уполномоченному и проводит предварительный прием;
3) разъясняет гражданам порядок подачи жалобы и иных обращений Уполномоченному, оказывает консультативную помощь по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
4) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления им своих полномочий;
5) получает, хранит, систематизирует, осуществляет передачу документов, поступающих на имя Уполномоченного;
6) направляет Уполномоченному информацию о проделанной работе в сроки, установленные Уполномоченным;
7) выполняет иные поручения Уполномоченного, связанные с осуществлением его полномочий.
2. Помощник имеет право:
1) получать по поручению Уполномоченного в установленном порядке от государственных органов, муниципальных органов и их должностных лиц документы и иные материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления его полномочий;
2) при подготовке вопросов, связанных со своей деятельностью, пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении Уполномоченного; (в ред. Закона КЧР от 07.11.2023 N 55-РЗ)
3) принимать участие в мероприятиях, проводимых Уполномоченным.
Статья 26. Взаимодействие Уполномоченного с общественными организациями
1. Общественные наблюдательные комиссии, сформированные в Карачаево-Черкесской Республике, ежегодно, не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
2. Для оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его полномочий на территории Карачаево-Черкесской Республики могут создаваться общественные приемные.
Статья 27. Экспертный совет
1. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из специалистов, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Экспертный совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.
2. Утратила силу. — Закон КЧР от 14.07.2023 N 50-РЗ.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
Неисполнение руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, положений, установленных настоящим Законом, а также вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, а равно воспрепятствование его деятельности в любой иной форме влечет за собой привлечение виновных к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона и признание утратившими силу отдельных законодательных актов
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 октября 2003 г. N 40-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
2) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 г. N 52-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
3) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 июня 2008 г. N 31-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
4) статью 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июля 2008 г. N 62-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики»;
5) статью 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05 июля 2011 г. N 34-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики в связи с изменением наименования должности высшего должностного лица Карачаево-Черкесской Республики»;
6) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2012 г. N 121-РЗ «О внесении изменения в статью 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
7) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 06 декабря 2013 г. N 76-РЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
8) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09 июня 2015 г. N 37-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
9) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 01 июня 2016 г. N 26-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
10) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 19 июня 2017 г. N 27-РЗ «О внесении изменения в статью 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике»;
11) статью 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 26 сентября 2018 г. N 53-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики».
Глава
Карачаево-Черкесской Республики
Р.Б.ТЕМРЕЗОВ
город Черкесск
13 июля 2020 года
N 43-РЗ