18 февраля 2022 года Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике З.Н. Умалатовой стало известно о применении физической силы и специальных средств в отношении лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, от прокурора, осуществляющего надзор за исполнением уголовных наказаний Хубиева З.В.
Для выяснения обстоятельств, предшествовавших применению физической силы и специальных средств, незамедлительно был осуществлен выезд в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике.
В ходе беседы с исполняющим обязанности следственного изолятора подполковником внутренней службы Пиховым М.Х. было выяснено, что 17.02.2022 согласно распоряжению начальника ОФСИН России по КЧР от 17.02.2022 №11-р были проведены обыскные мероприятия в режимных корпусах № 1 и 2 ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР, с привлечением сотрудников УФСБ России по КЧР и ОСН «Лавина» ОФСИН России по КЧР.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий у лиц, содержащихся под стражей, были обнаружены и изъяты 9 сотовых телефонов, устройство для раздачи мобильного интернета, зарядные устройства и беспроводные наушники.
17.02.2022 около 11:00 часов, как следует из специального донесения исполняющего обязанности начальника следственного изолятора Пихова М.Х., при проведении обыска в камере № 35 обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 228.1 УК РФ М. 2001 года рождения всячески пытался препятствовать проведению обыскных мероприятий, вел себя агрессивно, после чего совершил акт членовредительства путем нанесения резаных ран в области предплечья и живота. Для предотвращения оказания злостного неповиновения и причинения вреда себе или окружающим, сотрудниками ОСН «Лавина» в отношении заключенного М. были применены физическая сила и специальные средства, надеты наручники для сопровождения в сборное отделение. М. призывал своими криками лиц, содержащихся в других камерах к групповым неповиновениям и совершению актов членовредительства. Сразу после чего лица, содержащиеся в других камерах, стали бить по дверям камер, чем спровоцировали групповое неповиновение в учреждении.
Для выяснения подробностей случившегося и проверки условий содержания лиц, находящихся в СИЗО Уполномоченным по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике З.Н. Умалатова совместно с ведущим консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в КЧР Микитовым М.В., исполняющим обязанности начальника следственного изолятора М.Х. Пиховым и прокурором, осуществляющим надзор за исполнением уголовных наказаний Хубиевым З.В. был осуществлен обход всех камер режимных корпусов № 1 и 2 ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР. Лица, содержащиеся в камерах, категорически отказывались давать какие-нибудь объяснения о случившемся в присутствии М.Х. Пихова и Хубиева З.В.
Вышеуказанным должностным лицам было предложено выйти из камеры для осуществления конфиденциальной беседы с заключенными.
Лица, содержащиеся в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН Росси по КЧР, пояснили, что 17.02.2022 в отношении них были применены физическая сила и специальные средства сотрудниками ФСИН и лицами в масках. Удары наносились ногами, руками и резиновыми палками в область головы, спины и живота. В знак протеста ряд заключенных совершили акты членовредительства путем нанесения себе резанных ран в области предплечья, живота и шеи лезвием от одноразового бритвенного станка.
Уполномоченный оказал содействие в написании жалоб лицам, содержащимся под стражей, на основе их устных пояснений.
Кроме того, Уполномоченный провел правовые консультации по возникшим у них вопросам.
Жалобы о применении насилия в отношении них в открытом виде Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике подали следующие заключенные:
- Т.;
- Ш.;
- А.;
- К.;
- П.;
- Э.;
- К.;
- А.Р.;
- А.Р.А.;
- К.;
- Ш.;
- А.А.;
- Г.
Кроме того, все заключенные заявили о том, что к ним не допускают адвокатов, что является нарушением их конституционных прав.
Ряд других заключенных пояснили, что аналогичные жалобы будут направлены в адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике в ближайшее время.
Так 21.02.2022 поступили жалобы от следующих заключенных ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике:
- Б.;
- Е.;
- Э.;
- Э.Р.;
- Ш.;
- М.;
- Ш.;
- П.;
- Д.;
- Ц.;
- В.;
- М.И.;
- Х.;
- К.
- электронная жалоба от гражданки Х. по факту незаконного применения физической силы сотрудниками ФСИН в отношении ее мужа А., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР.
Также в ходе проверки было установлено следующее:
- В отдельных камерах ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике были обнаружены межкамерные отверстия, что нарушает режим содержания под стражей и способствует общению заключенных, содержащихся в разных камерах;
- Лица, содержащиеся в камере № 71 пояснили, что после проведения обыскных мероприятий сотрудники следственного изолятора забрали у них телевизор и AV-ресивер, также обратили внимание на непригодный уборочный инвентарь, протекающий умывальник, сломанный унитаз и на непригодные постельные принадлежности, на которых не представляется возможности спать в ночное время. Также заключенные, содержащиеся в данной камере, пояснили, что несмотря на наличие прачечной в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР постельные принадлежности заключенных не стираются месяцами;
- При посещении камеры № 21 Уполномоченным по правам человека гражданин К., содержащийся в данной камере, не смог встать со своего спального места. Сокамерники пояснили, что К. очень долгое время болеет, есть подозрение на онкологическое заболевание, однако медицинский персонал ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР бездействует, хотя неоднократно сообщалось о самочувствии больного.
- При посещении камеры № 53 было выявлено, что у гражданина Т. отсутствует спальный матрац. Гражданин Т. пояснил, что в ночь с 17.02.2022 на 18.02.2022 он провел без матраца, так как его забрали сотрудники следственного изолятора. Также лица, содержащиеся в данной камере, пояснили, что во время обыскных мероприятий сотрудники следственного изолятора забрали у них телевизор, из-за их «плохого поведения»;
- При посещении камеры № 23 гражданин В., в отношении которого приговор суда вступил в законную силу, пояснил, что во время проведения обыскных мероприятий у него пропали наручные часы. Лица, содержащиеся в данной камере, также сообщили о пропаже столовой посуды (кружек, ложек, тарелок), вследствие чего с 17.02.2022 они не могут принять пищу;
- При посещении камеры № 68 было выявлено, что постельные принадлежности заключенных находятся в непригодном и грязном состоянии, над дверью камеры с внутренней стороны находятся оголенные провода, дверная форточка в камере полностью отсутствует, также отсутствует информационный журнал, скамья возле стола сломана. Вместе с тем лица, содержащиеся в данной камере, сообщили, что подобное отношение к заключенным началось в конце декабря, с момента назначения на должность подполковника Пихова М.Х. Со слов заключенных данный сотрудник унижает их честь и достоинство, угрожает «испортить им жизнь» пользуясь своим служебным положением.
По итогам проведенной проверки в адрес руководителя СУ СК России по Карачаево-Черкесской Республике были направлены копии жалоб лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР по факту применения физического насилия, с просьбой провести проверку.
Руководству следственного изолятора 21.02.2022 даны поручения устранить незамедлительно все выявленные нарушения прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, также принять меры к установлению каналов проникновения запрещенных предметов и привлечь к соответствующей ответственности виновных лиц с уведомлением Уполномоченного.
22.02.2022 из ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР поступил ответ с информацией о выполненных работах по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике:
— межкамерные отверстия в камерах ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР были устранены 19.02.2022, однако при проведении технического осмотра камер 20.02.2022 было выявлено, что межкамерные отверстия, устраненные 19.02.2022 вновь проделаны лицами, содержащимися в данных камерах. По данному факту были собраны необходимые материалы и 42 заключенных, совершивших порчу имущества учреждения, были привлечены к материальной ответственности и к различным мерам дисциплинарного воздействия (32 – выговор, 8 – профилактических бесед, 2 – водворение в карцер).
— недостатки, выявленные в камере № 71 устранены: отремонтирован протекающий умывальник и унитаз, выданы новые постельные принадлежности. При закупке нового уборочного инвентаря в данную камеру будет выдан комплект;
— в связи с подозрением на новообразование медицинскими работниками МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России на 25.02.2022 было организовано проведение обследования обвиняемого К. специалистами Республиканского онкологического диспансера;
— обвиняемому Т., содержащемуся в камере № 53 выдан новый матрац;
— принадлежащие осужденному В. часы находятся на складе ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР и будут возвращены ему при убытии из учреждения;
— в камеру № 29 выданы новые столовые принадлежности (кружки, ложки, тарелки);
— в камере № 68 устранены следующие недостатки: заменены постельные принадлежности, восстановлена дверная форточка, оголенный провод над дверью внутри камеры изолирован, заменен информационный журнал, сломанная скамья возле стола отремонтирована;
— на период проведения обыскных мероприятий в ФКУ СИЗО-1 было временно приостановлено предоставление краткосрочных свиданий и встреч с адвокатами и общественными защитниками. По окончании мероприятий краткосрочные свидания и встречи лиц, содержащихся в учреждении, с адвокатами и общественными защитниками были возобновлены;
— руководством ОФСИН России по КЧР было принято решение о проведении служебной проверки по факту обнаружения телефонов сотовой связи в камерах учреждения.
Согласно полученному ответу из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике следует, что по фактам применения насилия в отношении лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике проведена процессуальная проверка, в ходе которой установлено, что неустановленные лица из числа лиц, содержащиеся под стражей, с целью нарушения нормальной деятельности следственного изолятора и ослабления режима пребывания в учреждении путем склонения спецконтингента к активному неподчинению законным требованиям сотрудников следственного изолятора организовали там массовые беспорядки, в ходе которого заключенные начали кричать и бить по дверям, создавая шумовые эффекты, а затем осуществили погром и уничтожение имущества в режимных помещениях, в том числе путем поджога, что приняло стихийный характер.
Вследствие указанных массовых противоправных действий заключенных дезорганизована деятельность следственного изолятора, повреждено имущество в 36 камерных помещениях (в том числе 7 путем поджога), осуществлены акты членовредительства 35 лицами, содержащимися под стражей.
Опрошенные лица из числа спецконтингента пояснили, что 17.02.2022 совершили акт членовредительства, нанеся себе резаные раны лезвием от бритвы, добровольно, без чьего-либо принуждения и без цели причинения смерти в связи с несогласием с ужесточением режима руководством следственного изолятора.
Из объяснений сотрудников учреждения известно, что во время групповых неповиновений со стороны большинства лиц, содержащихся в учреждении, к ним применена физическая сила. Всем лицам, в отношении которых была применена физическая сила, а также тем, которые совершили акты членовредительства, оказана медицинская помощь. Каких-либо неправомерных действий в отношении спецконтингента не совершалось.
Изложенные сотрудниками ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР обстоятельства подтверждены видеозаписями, изъятыми из носильных видеокамер сотрудников. Вместе с тем, на видеозаписях в действиях лиц из числа спецконтингента имеются элементы и признаки неповиновения законным требованиям и действиям сотрудников изолятора, выразившегося в отказе исполнить законные требования (сопровождаются криками, разговорами на повышенных тонах).
В отношении 31 лица из числа спецконтингента назначены и проведены судебно-медицинские экспертизы (4 отказались от прохождения СМЭ). Согласно выводам эксперта у 16 лиц обнаружены резаные раны шеи и предплечья обеих рук. У одного лица (Ш.) обнаружено травматические повреждение в виде кровоподтека правой окологлазничной области, которое получено от действия тупого твердого предмета, вреда здоровью за собой не повлекло. Сам Ш. в ходе проверки пояснил, что получил данное повреждение ранее в результате ссоры с сокамерником Э. и по данному факту ни к кому претензий не имеет.
18.04.2022 по результатам процессуальной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях сотрудников ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 110, 285, 286 УК РФ.
Всем заявителям даны ответы.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике обратилась гражданка Э. с просьбой оказать содействие в поиске информации о её родной матери.
Из обращения заявительницы следовало, что она родилась в 1972 году в городе Н. Ставропольского края. Гражданин М. и гражданка М., проживавшие в Карачаево-Черкесской Республики, удочерили заявительницу и воспитывали её как родную дочь. Когда заявительнице было 11 лет умер гражданин М., а в 2015 году умерла гражданка М.
Исходя из желания узнать сведения о своей родной матери, заявительницей был направлен запрос в Отдел ЗАГС-а по Н. Ставропольского края.
Согласно полученному ответу из Отдела ЗАГС-а по Н. Ставропольского края следовало, что в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» работники органа ЗАГС не вправе без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями усыновленного ребенка.
Семейный кодекс Российской Федерации также обязывает работника органа ЗАГС хранить тайну усыновления (удочерения), так как за ее разглашение, даже в случае смерти приемных родителей (усыновителей), предусмотрена ответственность, установленная Уголовным кодексом Российской Федерации.
Однако пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» определен перечень органов, по запросу которых могут быть предоставлены сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, в число которых входит Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки Э. была направлена Уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае для оказания содействия в пределах имеющихся полномочий.
Из ответа, полученного от Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае следовало, что обращение заявительницы перенаправлено начальнику отдела ЗАГС по Н. Ставропольского края для предоставления необходимой информации.
22.03.2022 поступил ответ от Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, в котором содержалась вся необходимая информация о рождении заявительницы и данные о её родной матери.
Заявительнице дан ответ.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение от гражданки К., проживающей в одном из районов Карачаево-Черкесской Республики, с просьбой оказать содействие в восстановлении её нарушенных прав.
Из обращения заявительницы следовало, что 23.09.2021 года она была принята на работу по трудовому договору на должность оператора связи 1 класса ОПС Черкесск Черкесского почтамта УФПС Карачаево-Черкесской Республики АО «Почта России». Из-за халатности работников бухгалтерии УФПС КЧР – филиала ФГУП Почта России при начислении заработной платы заявительнице не осуществлялся налоговый вычет на ребенка, хотя при поступлении на работу она неоднократно предоставляла все необходимые для этого документы.
Руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки К. была направлена директору УФПС Карачаево-Черкесской Республики А.М. Лайпанову для проведения проверки и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Из полученного ответа из УФПС Карачаево-Черкесской Республики АО «Почта России» следовало, что гражданка К. на момент обращения находится на больничном по беременности и родам. Заявление на применение стандартного вычета на К. и её детей поступило руководителю и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции 10.02.2022 под номером № 156. В тот же день передано в группу расчета заработной платы.
При трудоустройстве, а также за весь период работы К. (сентябрь – декабрь 2021 года и январь 2022 года) работодателю от вышеуказанного работника заявлений не поступало, следовательно, налоговый вычет на детей не применялся.
Сумма невыплаченного заявительнице налогового вычета составила 990 рублей. УФПС Карачаево-Черкесской Республики АО «Почта России» обязалось выплатить заявительнице налоговый вычет в срок до 30.03.2022.
01.04.2022 в адрес УФПС Карачаево-Черкесской Республики АО «Почта России» был направлен запрос с просьбой сообщить о результатах выполненных обязательств перед К.
Согласно полученному ответу из УФПС Карачаево-Черкесской Республики отделом бухгалтерии и налогового учета был произведен перерасчет налогового вычета на ребенка. Согласно расчету, удержанный налоговый вычет составил 1054 руб. 00 коп.
Платежным поручением от 31.03.2022 № 1130 вышеуказанная сумма была перечислена на счет заявительницы.
Заявительнице дан ответ.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике обратилась гражданка Ш., с просьбой оказать содействие в переоформлении пособий на ребенка до трех лет.
Из обращения заявительницы следовало, что для оформления пособий ей необходимо было предоставить в Управление социальной защиты населения по Карачаево-Черкесской Республике справки о доходах на всех членов семьи.
В связи с тем, что муж заявительницы Х. работает в ООО «ЕманТрансАвто», расположенном в Челябинской области заявительницей был направлен запрос в данную организацию с просьбой предоставить справку о доходах мужа, для оформления пособий.
Однако необходимые документы ООО «ЕманТрансАвто» в адрес заявительницы не были направлены.
Заявительнице было разъяснено, что Уполномоченный по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике рассматривает жалобы, предложения или заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих Карачаево-Черкесской Республики.
Руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки Ш. была направлена Уполномоченному по правам человека в Челябинской области, для оказания содействия заявительнице в восстановлении её нарушенных прав.
После того как разрешение данной ситуации взял на личный контроль Уполномоченный по правам человека в Челябинской области ООО «ЕманТрансАвто» предоставило гражданке Ш. необходимые справки и доходах её мужа Х.
В ходе телефонного разговора заявительница подтвердила факт получения справки. Вопрос разрешён и претензий к организации она не имеет.
На служебные телефоны Аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике неоднократно со 2 марта 2022 года начали поступать обращения жителей г. Черкесска о неблагополучной ситуации по обеспечению безопасности дорожного движения на пересечении улицы Фрунзе с улицей Первомайской.
На чётной стороне улицы Первомайской в непосредственной близости к перекрестку и к краю проезжей части была устроена крытая площадка для сбора твердых бытовых отходов, которая закрывала обзор для водителей автотранспорта, выезжающего с улицы Фрунзе. В результате существовала реальная предпосылка к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, а вместе с тем угроза жизни и здоровью населения.
В целях обеспечения прав неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду в условиях постоянно растущего количества транспортных средств, в адрес Мэра г. Черкесска 4 апреля 2022 года было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о перемещении площадки для сбора твердых бытовых отходов от непосредственной близости к перекрестку в другое место, где не будет ограничен обзор для водителей автотранспорта.
В нарушение действующего законодательства ответ своевременно не поступил, поэтому в Мэрию было направлено напоминание, о необходимости предоставить соответствующий ответ о принятых мерах по решению данной проблемы.
Ответ поступил через полтора месяца. В нём сообщалось, что контейнерная площадка установлена согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования г. Черкесска от 27.10.2017 № 16. В связи с застройкой города, перенос данной контейнерной площадки не представляется возможным.
Понимая формализм ответа и абсурдность его обоснования, материал был направлен в Отдел МВД Росси по г. Черкесску. Органы внутренних дел отреагировали, как и полагается правоохранительному ведомству.
Врио Главного Государственного инспектора безопасности дорожного движения Карачаево-Черкесской Республики В.Н. Коробкин сообщил, что по данному факту было проведено административное расследование, по окончании которого было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска Б. которое было направлено в Мировой суд судебного участка № 6 г. Черкесска, для принятия решения.
Также Врио Главного Государственного инспектора безопасности дорожного движения Карачаево-Черкесской Республики В.Н. Коробкин выразил благодарность Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике за участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
Однако, не смотря на существенное количество нарушений при установке мусорных баков, на 24 ноября 2022 года их перенос на другое, более безопасное место так и не был осуществлен, в связи с чем Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике пришлось вновь обратиться в мэрию г. Черкесска с просьбой устранить данное нарушение в кратчайшие сроки.
В конечном итоге, в нарушение сроков предоставления информации Уполномоченному, поступил ответ из мэрии Муниципального образования г. Черкесска, датированное 26 декабря 2022 о том, что по состоянию на 05 декабря 2022 года указанная контейнерная площадка демонтирована и перенесена на другое место.
Выездом на место установлено, что перенесенная контейнерная площадка не закрывает обзор для водителей автотранспорта, выезжающего с улицы Фрунзе.
Таким образом, благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике была устранена реальная угроза увеличения количества дорожно-транспортных происшествий на пересечении улицы Фрунзе с улицей Первомайской г. Черкесска, а вместе с тем угроза жизни и здоровью населения и были восстановлены права граждан на безопасную окружающую среду.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 12 апреля 2022 года поступило устное (телефонное) обращение гражданина К. с жалобой на подразделение МВД по КЧР по вопросам миграции в городе Черкесске.
Он сообщил, что зарегистрирован и работает в г. Геленджике, и не может дозвониться ни по одному из известных ему телефонов миграционной службы города Черкесска, чтобы получить полную информацию о порядке восстановления утраченного паспорта.
Сотрудниками Аппарата Уполномоченного были проведены консультации со специалистами подразделения МВД по КЧР по вопросам миграции, занимавшимися паспортно-визовой работой.
Обратившемуся гражданину направлены номера служебных телефонов, которые предоставлены для информирования граждан о порядке выдачи паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного.
Заявитель сообщил, что результатами консультаций удовлетворен.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступил ряд обращений от жителей ст. Исправной, хутора Фроловский, аула Ильич и хутора Ново-Исправненский о том, что уже вторую неделю отсутствует вода в данных населенных пунктах, что нарушает права граждан, проживающих в вышеуказанных населенных пунктах, на нормальную жизнедеятельность и доступ к питьевой воде.
В интересах неопределенного круга лиц, руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» Уполномоченным в адрес Главы Администрации Зеленчукского района был направлен запрос с просьбой принять меры реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Согласно поступившему ответу из Администрации Зеленчукского Муниципального района следовало, что причиной долгого отсутствия воды стал разрыв водопровода, идущего из села Даусуз. Ремонтной службой было устранено более 17 прорывов металлического водовода диаметром 400 мм и 18 прорывов асбестоцементной трубы разводящих сетей.
За две недели отсутствия воды, подача возобновлялась 2 раза, однако после начала подачи воды и увеличения давления в системе образовались новые прорывы водовода. Работы велись специалистами ООО «ЭКО-СЕРВИС ЗЕЛЕНЧУК» непрерывно. С 14.04.2022 в вышеназванных населенных пунктах подача воды восстановлена полностью.
В период с 20 по 21 апреля 2022 года ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике М.Микитов совместно с органами прокуратуры, Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и общественно-наблюдательной комиссией по КЧР принял участие в проверке соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых территориальных органов МВД России на районном уровне.
На территории Карачаево-Черкесской Республики функционирует 5 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых (в ОМВД России по г. Черкесску, в ОМВД России по Малокарачаевскому району, в МО МВД России «Хабезский», в МО МВД России «Карачаевский» и в МО МВД России «Зеленчукский»), специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту Отдела МВД России по г. Черкесску и Центр временного содержания иностранных граждан.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
В ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Карачаевский» на момент проверки содержалось 2 гражданина. Условия содержания граждан удовлетворительные, однако было выявлено, что у заключенных отсутствовали полотенце и в камерах отсутствовали урны для мусора.
Замечания по обеспечению заключенных полотенцем и урнами для мусора были устранены на месте.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике обратился гражданин Э., в защиту интересов своей матери Х.
В своем обращении заявитель указывал на противоправные действия сотрудников правоохранительных органов и незаконное прекращение уголовного дела в отношении Б., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданина Э. была направлена прокурору Карачаево-Черкесской Республики для проведения проверки и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Согласно полученному ответу из прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики следует, что постановлением старшего следователя СО ОМВД России «Карачаевский» от 12.03.2022 уголовное преследование в отношении подозреваемого Б. прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с его непричастностью к совершению преступления.
По результатам предварительного расследования постановлением старшего следователя СО ОМВД России «Карачаевский» от 14.03.2022 предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Вместе с тем, 12.05.2022 заместителем прокурора г. Карачаевска вышеуказанные постановления отменены как незаконные с указанием комплекса следственных действий, выполнение которых необходимо для объективного и всестороннего расследования, уголовное дело возвращено в СО МО МВД России «Карачаевский» для организации дальнейшего расследования.
Расследование уголовного дела находится на контроле в прокуратуре г. Карачаевска.
Заявителю дан ответ.
В ходе посещения Уполномоченным по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике пункта временного размещения лиц, прибывших из ДНР, ЛНР, Украины, в адрес Уполномоченного поступило обращение семьи Ф., которые просили содействия Уполномоченного в направлении к ним специалистов подразделения МВД по КЧР по вопросам миграции с целью получения консультации и заполнения необходимых документов по вступлению в гражданство Российской Федерации.
В оперативном порядке Уполномоченный связалась с руководством подразделения МВД по КЧР по вопросам миграции, в адрес заявителей были направлены специалисты.
В телефонном режиме заявители подтвердили прибытие к ним специалистов подразделения МВД по КЧР по вопросам миграции, получения ими квалифицированной консультации и оказании им помощи по заполнению необходимых документов.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение от жительницы республиканской столицы Я. с жалобой на сотрудников Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике.
Из обращения заявительницы следовало, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике отказало гражданке Я. в предоставлении ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет. Причиной отказа было указано, что заявительница прописана в другом субъекте Российской Федерации.
Однако в представленных гражданкой Я. документах было наглядно видно, что заявительница и её ребенок с 22 апреля 2017 года зарегистрированы и проживают в г. Черкесске.
Руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки Я. была направлена руководителю Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике с просьбой провести проверку фактов, изложенных в обращении, и, в случае подтверждения таковых, принять меры реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Из полученного ответа из Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике следовало, что согласно пункту 17 Правил № 630, документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий, запрашиваются территориальными органами Пенсионного фонда в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, и (или) предоставляются заявителем в соответствии с перечнем.
По сведениям, поступившим из органов МВД России, гражданка Я. была зарегистрирована в Ставропольском крае.
Учитывая несоответствие данных паспорта и сведений МВД, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике был направлен запрос на уточнение сведений по регистрации заявительницы.
05.06.2022 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей» гражданке Я. была начислена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 30 мая 2022 года поступило обращение гражданина Украины Г., проживающего на территории туристической базы в п. Архыз, с жалобой на то, что сотрудники правоохранительных органов Карачаево-Черкесской Республики изъяли у него гражданский паспорт и длительное время (более одного месяца) не возвращали, не объяснили причину изъятия, на контакт не выходили.
В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» Уполномоченным направлен запрос в соответствующие правоохранительные органы, из которых получен ответ, что паспорт гражданина Украины возвращен его владельцу. В ходе телефонного разговора с заявителем, представленная информация подтвердилась, паспорт возвращен Г.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение от гражданина А., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике по подозрению в совершении преступления предусмотренного п. Г ч. 4 ст. 228 УК РФ, с просьбой посетить его в следственном изоляторе г. Черкесска.
Во время встречи с ведущим консультантом Аппарата Уполномоченного по правам человека в КЧР гражданин А. попросил оказать ему содействие в предоставлении информации о его исходящей корреспонденции. Со слов заявителя он неоднократно обращался в адрес сотрудников администрации следственного изолятора с аналогичным заявлением, однако все его заявления остались безрезультатными. Руководству следственного изолятора было рекомендовано предоставить гражданину А. справку о его исходящей корреспонденции, что было выполнено незамедлительно.
Вследствие чего заявитель убедился, что все написанные запросы были направлены в соответствующие адреса.
В Аппарат Уполномоченного 30 мая 2022 года поступило несколько заявлений от граждан, помещенных под стражу в следственный изолятор ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике.
Проблемы во всех обращениях были схожие, касались неудовлетворительных условий содержания в учреждении. В тот же день советником Аппарата Уполномоченного проведена проверка соблюдения прав человека в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», где в ходе личной беседы задержанные подтвердили свои письменные претензии.
В одной из камер, где находились заявители, на момент проверки в 14час. 25мин. отсутствовала вода. Проветривание помещения осуществлялось через открытую створку окна.
В другой камере на момент проверки вода текла тонкой прерывистой струйкой. Проветривание помещения осуществлялось через открытую створку окна. В центре стены слева от входа на уровне лица имелось сквозное отверстие размером около 10х10 см в соседнее помещение.
Вытяжная вентиляция в камерах не включалась. Проветривание туалетных комнат осуществляется через разбитые стёкла фрамуги в помещение камеры. Для смыва из унитаза воду набирали в запасные ёмкости.
Несколько заключенных сообщили, что прогулка проводится не всегда, и просили содействия в обеспечении инвентарём для уборки помещения.
Кроме того, пожаловались на отсутствие необходимых лекарств, которые назначаются врачом, и зачастую осуществляется замена аналогами. Гражданин Н. сказал, что неоднократно записывался к психологу и к хирургу, но не может попасть на прием к врачам.
На основании п.4 ч. 1 ст. 15 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 года № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» и в соответствии с заключенным Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве в адрес начальника ОФСИН России по КЧР был направлен запрос о принимаемых мерах по устранению недостатков.
В полученном ответе сообщалось, что приточно-вытяжная вентиляция в указанных камерах будет оборудована после поступления финансовых средств на эти цели. В санузлах вытяжная вентиляция отсутствует из-за того, что ранее у этих помещений было другое предназначение, проблемы остаются нерешенными ввиду недостаточного финансирования.
Инвентарь для уборки камеры выдан.
Сквозное отверстие в стене проделано лицами, находящимися в камере в знак несогласия с режимными требованиями. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, подготовлен иск в суд на возмещение ущерба.
Неудовлетворительное водоснабжение объясняется техническими причинами, и для постоянного обеспечения используются резервные емкости.
Прогулки осуществляются согласно распорядку дня и не могут подстраиваться под желания задержанных.
Медсанчасть обеспечивается лекарственными препаратами на 90%, в случае отсутствия назначенного препарата он заменяется аналогом. Заявки подаются в МСЧ-7 ФСИН России.
Гражданин Н. проконсультирован врачом, ему назначено лечение, от которого 08.06.2022 он отказался, о чем составлен акт.
В следственной комнате проведена беседа с заключенным А. по его просьбе. Ему разъяснено, что Уполномоченный не вправе вмешиваться в ход расследования уголовного дела.
Всем лицам, обратившимся с жалобами на личном приеме к представителю Аппарата Уполномоченного, даны разъяснения, что в случае несогласия с действиями правоохранительных органов, органов прокуратуры, судов они могут обжаловать в вышестоящие инстанции. Кроме того, им разъяснен порядок направления обращения Уполномоченному по правам человека.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 26 мая 2022 года поступило заявление гражданки У., проживающей в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики.
По утверждению заявителя её неоднократные обращения в службу судебных приставов оставлены без ответа, а после личных посещений учреждения ей так и не выдано постановление о возбуждении исполнительного производства.
В нарушение ч.1 ст. 446 ГПК РФ с неё удерживается 50 % пенсии в счет погашения кредитного долга, при этом оставшаяся часть пенсии меньше прожиточного минимума, установленного законодательством для пенсионеров.
В целях объективного рассмотрения изложенных обстоятельств в адрес Руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Р.Б. Урусова направлен запрос на информацию о ходе рассмотрения предыдущих обращений У. и мерах по восстановлению её прав.
Из УФССП в адрес Уполномоченного поступила копия ответа заявителю о том, что 17.02.2022 года от У. в Прикубанский отдел судебных приставов поступило ходатайство об оставлении прожиточного минимума при взыскании задолженности из пенсии. По результатам рассмотрения ходатайства 02.03. 2022 вынесено постановление об его удовлетворении.
11 мая 2022 года, т.е. почти через три месяца с момента подачи в службу судебных приставов ходатайства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о сохранении прожиточного минимума при удержании из пенсии, и электронно направлено в отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике.
Однако есть обоснованные сомнения в правдивости и этих сроков, так как на момент обращения 26 мая 2022 года У. была убеждена, что судебные приставы по-прежнему игнорируют требования Гражданского кодекса РФ, ставя узковедомственные нормативные акты выше федеральных законов, и продолжают нарушать её права.
Следует отметить, что в очередной раз для восстановления законных прав простого человека потребовалось вмешательство Уполномоченного.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение от гражданина С., проживающего в г. Черкесске, с жалобой на работу общественного транспорта в г. Черкесске. Ряд аналогичных жалоб поступили в адрес Уполномоченного в виде телефонных и устных обращений.
Со слов заявителей уже продолжительный промежуток времени у них возникают трудности с оплатой за проезд на общественном транспорте по безналичному расчету. Хотя фактически у заявителей имеются денежные средства на счетах банковских карт, при оплате у водителей по терминалу безналичных расчетов высвечивается неизвестная ошибка и не проходит оплата, что приводит к конфликту между пассажирами и водителями маршрутного транспорта.
С 15 октября 2020 года в г. Черкесске установлен дифференцированный тариф оплаты проезда в городском общественном транспорте, где при наличном расчете оплата за проезд составляет – 19 рублей, а при безналичном – 17 рублей.
Учитывая тот факт, что заявителям приходится переплачивать за проезд на общественном транспорте из-за неисправной работы терминалов безналичных расчетов, усматривается нарушение их гражданских прав.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» в адрес прокурора г. Черкесска был направлен запрос с просьбой провести соответствующую проверку.
Согласно полученному ответу из прокуратуры г. Черкесска следует, что по обращению гражданина С. и других граждан г. Черкесска была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в случае нестабильной работы терминалов по списанию денежных средств каждый пассажир может обратиться в Сбербанк с целью получения детализации расходования денежных средств или в ЧГМУП «Единая диспетчерская служба» (оператору) с целью получения информации.
Кроме того, одной из распространенных ошибок по оплате посредством терминала является режим «Стоп-лист», чтобы вывести карту из «Стоп-листа» пассажиру необходимо зарегистрироваться на сайте rrtp.ru в личном кабинете пассажира и пройти несколько операций по выводу карты.
Учитывая, что не все граждане по причине своего возраста умеют пользоваться интернетом, сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике осуществили выезд в ЧГМУП «ЧЕРКЕССКГОРТРАНС».
В ходе рабочей встречи с руководителем ЧГМУП «ЧЕРКЕССКГОРТРАНС» была достигнута договоренность, о необходимости размещения объявления во всех маршрутных транспортных средствах г. Черкесска о возможности выведения банковской карты из «Стоп-листа», путем обращения в МУП «Единая диспетчерская служба» с указанием контактного лица и номера его телефона.
Таким способом была решена проблема неопределенного круга лиц по восстановлению их нарушенных прав.
Заявителю дан ответ.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 15 марта 2022 поступило обращение гражданки Х., проживающей в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесской Республики, с жалобой на действия (бездействия) сотрудников Федеральной службы судебных приставов КЧР.
Мировым судьей судебного участка №6 г. Черкесска по гражданскому делу от 20 сентября 2012 года было вынесено заочное решение о взыскании с Г. в пользу Г. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Г.А., ежемесячно в твердой денежной сумме 5 тыс. рублей с 14 августа 2012 года до совершеннолетия ребенка.
На протяжении длительного времени заявительница не могла добиться исполнения решения суда по выплате алиментов. Согласно постановлению о расчете задолженности по алиментам от 20.01.2022 должнику Г. была определена задолженность по алиментам в размере 698 049,34 руб.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки Х. была направлена руководителю УФССП России по Карачаево-Черкесской Республике и прокурору Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры для рассмотрения и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Из представленного Прикубанским РО СП УФССП России по КЧР ответа следовало, что приняв к исполнению исполнительное производство, судебным приставом-исполнителем для установления имущественного положения должника, в соответствии с требованиями ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» неоднократно направлялись запросы в контролирующие, регистрирующие органы и банки.
Получив информацию о наличии в ПАО «Сбербанк» и ПАО ВТБ счетов у должника, судебным приставом-исполнителем 02.04.2021 были вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на этих счетах.
С Пенсионного фонда России получен ответ о номере СНИЛС должника, а с Федеральной миграционной службы номер и дата выдачи ему паспорта и сведения о месте регистрации.
Объектов недвижимости, а также земельных участков, как следует из данных, полученных из Росреестра, за должником не значится.
Должник не работал, пенсию или иные выплаты социального характера не получал.
Получив информацию о наличии у должника водительского удостоверения, судебным приставом-исполнителем 28.02.2022 в соответствии с требованиями ст. 67.1 Федерального закона № 229-ФЗ Г. был временно ограничен в пользовании специальным правом в части водительского удостоверения, однако 17.03.2022 данное постановление судебным приставом-исполнителем по ходатайству должника было отменено в связи с его трудоустройством водителем в ООО «Арди» (г. Черкесск).
В тот же день, 17.03.2022, в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в пользу заявительницы, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату Г. с удержанием 70% до полного погашения задолженности, направленное для исполнения по месту работы должника.
У должника, как следует из данных МВД России, на праве собственности значилась автомашина марки ВАЗ 2108, 1990 года выпуска. Постановлением от 04.11.2017 судебным приставом-исполнителем был наложен запрет на совершение регистрационных действий по отчуждению автомашины.
В целях наложения ареста на данное транспортное средство, судебным приставом-исполнителем 14.04.2022 был совершен выход по месту жительства должника, где был обнаружен кузов ТС ВАЗ 2108, 1990 года выпуска, на который был наложен арест.
Кузов ТС ВАЗ 2108, 1990 года выпуска был оценен оценщиком в сумму 6450 рублей и реализован. Полученные от реализации денежные средства перечислены взыскателю.
В связи с неисполнением должником без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании ст. 67 Федерального закона № 229-ФЗ должник временно ограничен на выезд за пределы Российской Федерации.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 28 июня 2022 года поступило обращение гражданина П., инвалида 2 группы, проживающего в г. Черкесске, с жалобой на то, что с прошлого (2021) года в их дворе не завершены работы по благоустройству дворовой территории (не установлены бельевая и мусорная площадки, не завезен растительный грунт на зеленые зоны), а также на то, что управляющей компанией не принимается мер по ремонту карниза крыши их многоквартирного дома, а также не принимаются меры по приведению подвального помещения в их подъезде в надлежащее состояние (в подвале стоит вода, в связи с чем не проведена его уборка, что способствует скоплению различных насекомых). На их жалобу, направленную в Мэрию муниципального образования города Черкесска, поступил ответ о том, что работы будут выполнены при наступлении благоприятных погодных условий. Однако до настоящего времени вопрос по завершению благоустройства двора не решен.
Руководствуясь Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республики» копия обращения П. была направлена в Мэрию муниципального образования города Черкесска и в Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики для рассмотрения и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий.
Из ответа, представленного Управлением государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, стало известно, что управляющей организацией ООО «УЖХ № 2» восстановлена бельевая площадка (установлены столбы, натянута проволока), проведены работы по ремонту карниза крыши многоквартирного дома, восстановлена крыша подвала между первым и вторым подъездом, осуществлен ремонт водопроводных сетей в подвале.
Выездом на место установлено, что информация, представленная Управлением государственного жилищного надзора КЧР, соответствует действительности.
Мэрией муниципального образования города Черкесска была представлена информация о том, что растительный грунт на зеленые зоны дворовой территории завезен, двор передан на содержание жильцам в соответствии с протоколом общего собрания.
По вопросу установления мусорной площадки представлена следующая информация: произведен расчет стоимости, проводятся конкурсные мероприятия по определению подрядной организации для выполнения работ.
Однако с целью проверки информации, представленной Мэрией муниципального образования города Черкесска, сотрудниками Аппарата Уполномоченного был осуществлен выезд на место, в ходе которого выявлено, что информация, представленная Мэрией муниципального образования города Черкесска, не соответствует действительности.
В адрес руководителя мэрии (мэра) муниципального образования города Черкесска направлено письмо с приложением фото- материалов, подтверждающих предоставление недостоверной информации, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, принять меры по устранению нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно представленному ответу, Мэрия муниципального образования города Черкесска обязуется устранить нарушения, завезти растительный грунт в необходимом объеме. Также представлена информация (с приложением копии распоряжения) о привлечении виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике в телефонном режиме поступило обращение жителей п. Эркен-Шахар Ногайского муниципального района, которые сообщили о том, что по улице Железнодорожной их поселка по-прежнему отсутствуют дорожные знаки, ограничивающие движение большегрузного автотранспорта.
Данное обращение рассматривалось Уполномоченным в 2020-2021 годах и было закрыто в августе 2021 года на основании ответа администрации Ногайского муниципального района об установлении дорожных знаков.
Однако из телефонного обращения заявителей следовало, что дорожные знаки, ограничивающие движение большегрузного транспорта на их улице отсутствуют.
Выездом на место было установлено, что по ул. Железнодорожной установлены знаки, ограничивающие скорость автотранспорта, но дорожных знаков, ограничивающих движение большегрузного транзитного транспорта (о которых шла речь при рассмотрении обращения в 2020-2021 годах) действительно не было.
На основании вышеизложенного рассмотрение обращения жителей п. Эркен-Шахар было возобновлено.
Напомним, что в адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 20 июля 2020 года поступило обращение инициативной группы жителей улицы Железнодорожной поселка Эркен-Шахар Ногайского муниципального района с жалобой на отсутствие дорожных знаков на их улице, ограничивающих движение большегрузного автотранспорта.
Проблема состоит в том, что движение по их улице транзитного большегрузного транспорта создает угрозу жизни и здоровью детей, посещающих образовательные и физкультурно — оздоровительные учреждения, расположенные на их улице, а также способствует загрязнению окружающей среды и созданию шума и вибрации, в связи с чем жители не могут открывать для проветривания окна в своих домах и живут в постоянном шуме. Жители пояснили, что по непонятным причинам транзитный крупногабаритный большегрузный транспорт сворачивает с федеральной автодороги в их населенный пункт и следует по их улице, направляясь в соседние регионы. Обращения жителей в различные инстанции к положительным результатам не привели. Они получали от каждого последующего органа отписку в виде «не входит в нашу компетенцию». Из всех полученных ими ответов следует, что ни один из органов Карачаево-Черкесской Республики не компетентен в решении обозначенного ими вопроса. Не смирившись со сложившейся ситуацией, заявители обратились к Уполномоченному.
Изучив представленную заявителями переписку по данному вопросу с органами государственной власти, призванными принимать решения по обозначенному вопросу, а также нормы действующего законодательства, Уполномоченным усматривались признаки нарушения прав граждан на безопасность жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, а также на спокойное проживание в своем жилище.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) органы местного самоуправления, уполномоченные в области организации дорожного движения, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности организации дорожного движения посредством реализации мероприятий, обоснование необходимости которых содержится в документации по организации дорожного движения.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе вводить временные ограничения или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения соответственно на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения в отношении транспортных средств определенных видов (типов), категорий, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.
Вместе с тем, согласно частям 3 и 4 статьи 16, частями 5-7, 12 статьи 17 Закона документация дорожного движения должна разрабатываться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду транспортных средств.
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Разработанные в комплексных схемах организации дорожного движения мероприятия должны представлять собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер, разработанных в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления и подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 18 Закона проекты организации дорожного движения разрабатываются:
1) на период эксплуатации дорог или их участков;
2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;
3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с соответствующими органами государственной власти, уполномоченными в области организации дорожного движения.
По результатам проведенных Уполномоченным переговоров с должностными лицами органов государственной власти, призванных на основании соответствующей документации, разработанной и утвержденной органами местного самоуправления, принимать дальнейшие меры по организации безопасности дорожного движения, известно об отсутствии в Ногайском муниципальном районе надлежащей документации (комплексных схем и (или) проектов организации дорожного движения), что способствует непринятию надлежащих мер по безопасности дорожного движения и нарушению прав жителей района, в том числе заявителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» Уполномоченным направлено письмо Главе администрации Ногайского муниципального района о необходимости принятия незамедлительных мер по разработке и утверждению документации по организации дорожного движения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, Уполномоченный обратилась к Председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики А.А. Озову, являющемуся председателем комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Карачаево-Черкесской Республики, с просьбой рассмотреть поставленные заявителями вопросы по существу и в пределах имеющихся полномочий принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения по улице Железнодорожной поселка Эркен-Шахар.
Согласно поступившим в адрес Уполномоченного ответам из Правительства Карачаево-Черкесской Республики и администрации Ногайского муниципального района вопросы, обозначенные заявителями, рассмотрены и приняты к сведению, начаты необходимые мероприятия по разработке и утверждению документации по организации дорожного движения в Ногайском муниципальном районе, где будут учтены знаки, ограничивающие движение большегрузного крупногабаритного автотранспорта по улице Железнодорожной в поселке Эркен-Шахар.
По истечении срока, необходимого для разработки и утверждения документации, Уполномоченным вновь был направлен запрос Главе администрации Ногайского муниципального района о принятых мерах по обозначенному вопросу.
Из представленного Главой администрации Ногайского муниципального района ответа известно, что проект организации дорожного движения утвержден и в ближайшее время будет организована работа по установлению на улице Железнодорожной поселка Эркен-Шахар соответствующих дорожных знаков. О результатах проведения необходимых работ по установлению дорожных знаков Уполномоченный будет уведомлен дополнительно.
В июле 2021 года Уполномоченным из администрации Ногайского муниципального района получен ответ о том, что комплекс работ, предусмотренный проектом организации дорожного движения п. Эркен-Шахар – а. Кубан-Халк по улице Железнодорожной завершен, при этом дорожные знаки установлены.
На основании вышеизложенного рассмотрение обращения жителей п. Эркен-Шахар в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике было прекращено.
Однако в 2022 году в телефонном режиме жители поселка Эркен-Шахар обратились к Уполномоченному с тем же вопросом: «Почему до сих пор не установлены знаки, запрещающие движение большегрузного транспорта?»
Обращение жителей п. Эркен-Шахар свидетельствовало о том, что администрацией Ногайского муниципального района в адрес Уполномоченного была предоставлена информация, не соответствующая действительности и вернуться к рассмотрению коллективного обращения жителей п. Эркен-Шахар.
Уполномоченным незамедлительно было принято решение о выезде на место и с организацией фото- и видеосъемки зафиксировать обозначенные заявителями факты.
В адрес Главы администрации Ногайского муниципального района было направлено письмо с приложением фотографий и требованием о незамедлительном устранении выявленных нарушений и представлении объяснений по факту направления в адрес Уполномоченного недостоверной информации по результатам рассмотрения обращения жителей п. Эркен-Шахар.
Согласно ответу, поступившему из администрации Ногайского муниципального района нарушения устранены, знаки, запрещающие движение большегрузного транспорта, установлены и представлены соответствующие фотографии.
Сотрудниками аппарата Уполномоченного проведена проверка установки знаков, ограничивающих движение транзитного большегрузного транспорта, на месте.
Представленная администрацией Ногайского муниципального района соответствовала действительности: соответствующие знаки были установлены.
В ходе приема граждан в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 6 июля 2022 года поступило устное обращение гражданки А., проживающей в г. Усть-Джегуте, в интересах своей несовершеннолетней племянницы А.Д., 2014 года рождения, с жалобой на нарушение конституционных прав ребенка на образование, выразившееся в отказе образовательных учреждений г. Усть-Джегуты в приеме документов для зачисления на обучение в 1 классе А.Д.
Заявительница пояснила, что ее племянница А.Д. зарегистрирована в Усть-Джегутинском муниципальном районе, а. Эльтаркач. Однако после наводнения, произошедшего в 2002 году, дом по обозначенному адресу не пригоден для проживания, в связи с чем их семья уже длительное время проживает в съемном жилье в г. Усть-Джегуте. По достижении ребенком возраста 7 лет в 2021 году, родители несовершеннолетней А.Д. обратились в образовательные учреждения г. Усть-Джегуты с целью зачисления на обучение ребенка в 1 класс, но получили отказ, в связи с тем, что ребенок зарегистрирован в а. Эльтаркач. В связи с отказом должностных лиц было нарушено конституционное право ребенка на образование. В 2022 году родители повторно обратились в общеобразовательные учебные заведения г. Усть-Джегуты о зачислении ребенка в 1 класс, и вновь получили отказ, с устным пояснением работников школ о том, что ребенок должен обучаться в а.Эльтаркач.
В связи с тем, что ребенок воспитывается в семье, в которой один из родителей является инвалидом (отец ребенка является инвалидом-колясочником 2 группы и нуждается в постороннем уходе), сопровождать ребенка к месту учебы в а. Эльтаркач и обратно не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, Уполномоченным по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике усматривалось нарушение конституционного права ребенка на образование.
Руководствуясь Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» Уполномоченным принято решение о направлении запроса в адрес министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района с приложением копий имеющихся документов для принятия в кратчайшие сроки мер по восстановлению нарушенного конституционного права несовершеннолетней А.Д. на образование.
Согласно представленным ответам А.Д. зачислена в 1 класс МБОУ «СОШ № 3 г. Усть-Джегуты» (копия приказа учебного заведения прилагалась).
Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в адрес заявительницы направлен письменный ответ.
В ходе телефонного разговора с заявительницей факт зачисления ребенка в 1 класс подтвержден.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение от гражданки С., проживающей в г. Черкесске, , в защиту интересов более 900 людей, проживающих в микрорайоне Железнодорожный, г. Усть-Джегуты.
В своем обращении гражданка С. указала, что в микрорайоне Железнодорожный, г. Усть-Джегуты возведена 3-х метровая железобетонная стена, которая отгородила людей от нормальной жизни, что также мешает безопасности дорожного движения.
По данной проблеме гражданка С. 24 мая 2022 года обратилась в Усть-Джегутинскую межрайонную прокуратуру, по результатам рассмотрения которого 21.06.2022 получила ответ из прокуратуры, в котором изложено, что в адрес главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения внесено представление в порядке статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре», а также в части доводов о возможных нарушениях в экологической сфере, проверка не завершена, о результатах проверки будет сообщено дополнительно.
Учитывая, что на момент обращения к Уполномоченному результаты проверки не были предоставлены заявительнице в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» был направлен запрос в адрес прокурора Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры с просьбой предоставить результаты исполнения представления внесенного в адрес главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения и результаты проверки о возможных нарушениях в экологической сфере в микрорайоне Железнодорожный г. Усть-Джегута.
Согласно полученному ответу из Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры следует, что по результатам проведенной проверки заместителю главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения С. объявлено замечание. Администрацией Усть-Джегутинского городского поселения не был разработан и утвержден проект организации дорожного движения по ул. Железнодорожной в г. Усть-Джегута по причине отсутствия необходимого финансирования.
После вмешательства в данную проблему Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, спустя пять месяцев после внесения представления, межрайонной прокуратурой в Усть-Джегутинский межрайонный суд КЧР направлено административное исковое заявление к администрации городского поселения об обязании совершения указанного действия.
Таким способом было оказано содействие в восстановление прав на организацию безопасного дорожного движения жителям г. Усть-Джегута, проживающим по ул. Железнодорожной.
В части обращения о нарушении экологического законодательства установлено, что ЗАО «Урупский ГОК» с 29.04.2002 прекращена на территории объекта, расположенного по адресу: г. Усть-Джегута, ул. Железнодорожная, д. 116. По сведениям ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в КЧР радиационного излучения от медной руды не установлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в данной части не выявлено.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило коллективное обращение жильцов многоквартирного дома № 18 по ул. Умара Алиева города Черкесска с жалобой на незаконные перепланировки жилых помещений на первом этаже их дома.
Заявители пояснили, что собственники приобретенных жилых помещений (кв. №1, 2, 16, 17, 61, 76, 77) незаконно переобустраивают их в нежилые путем удаления стен, нарушения несущих конструкций дома без получения согласия всех собственников жилых помещений в доме и соответствующих разрешений органов власти с целью осуществления предпринимательской деятельности. В связи с проведением работ по реконструкции, на придомовой территории производят складирование строительных материалов и строительного мусора. Грузовыми автомобилями, подвозящими и вывозящими строительные материалы завалены бордюры и повреждены газоны. Ремонтные работы в этих помещениях осуществляются и в ночное время. Обозначенная жильцами проблема не решается на протяжении многих лет. Управляющая компания не принимает никакого участия в содержании и сохранении общего имущества в их многоквартирном доме.
Также заявители просили провести проверку законности нахождения в многоквартирном жилом доме частного охранного предприятия «Бастион» с наличием оружейной комнаты, и, в случае выявления нарушений, принять меры реагирования в пределах имеющихся полномочий.
В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» коллективное обращение было направлено прокурору города Черкесска, в Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики и в Мэрию муниципального образования города Черкесска для рассмотрения и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий с просьбой уведомить заявителей о результатах рассмотрения обращения.
Согласно поступившему ответу из прокуратуры города Черкесска от 27.06.2022 № 160-508-2077 следовало, что квартиры № 1, 2, 16, 17, 77 указанного многоквартирного дома переведены из жилых помещений в нежилые в соответствии с требованиями действующего законодательства. Жалоба в части нарушения требований жилищного законодательства иными собственниками помещений (кв. № 61, № 76) находится на рассмотрении Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики.
Кроме того, 17.06.2022 ОДРР по г. Черкесску Управления Росгвардии по КЧР проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в ООО ЧОП «Бастион Гарант», расположенном по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Умара Алиева, 18/2, по результатам которой недостатков не выявлено. В ходе проверки нарушений законодательства в области оборота оружия не установлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики письмом от 23.06.2022 № 720 уведомило Уполномоченного, что в рамках рассмотрения обращения Управлением направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Карачаево-Черкесской Республике для установления собственников квартир № 61 и № 76, а также в Мэрию муниципального образования города Черкесска о предоставлении информации о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартир № 61 и № 76. По итогам получения сведений будут проведены проверки законности проведения работ в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации.
Из представленных ответов Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики от 28.10.2022 № 1242 и прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2022 № 7-15-2022 следует, что по итогам рассмотрения коллективного обращения жильцов многоквартирного дома № 18 по ул. Умара Алиева города Черкесска по вопросу правомерности проведенных работ по перепланировке (переустройству) жилых помещений (кв. №61 и №76) на первом этаже их многоквартирного дома, в отношении собственника квартиры №76 проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого установлено, что собственником выполнена перепланировка жилого помещения (ликвидирован оконный проем и изменены его размеры, а также оборудован отдельный вход со ступеньками на фасаде МКД со стороны ул. Умара Алиева). В отношении собственника квартиры №76 возбуждено административное производство, а также выдано предписание с требованием провести работы по приведению квартиры № 76 в первоначальное состояние в соответствие с техническим паспортом или предоставить решение о согласовании переустройства (перепланировки) органа местного самоуправления с установлением срока для его исполнения до 26.12.2022 (исполнение выданного предписания находится на контроле в Управлении государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики).
Проверить факт проведения работ по перепланировке собственником квартиры № 61 не представилось возможным в связи с тем, что согласно части 4 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» осмотр жилых помещений запрещен. При визуальном осмотре общего имущества многоквартирного дома № 18 по ул. Умара Алиева в районе квартиры № 61 проведение работ по перепланировке не установлено.
Из ответа Мэрии муниципального образования города Черкесска от 10.11.2022 № 2665 следует, что обращение жильцов многоквартирного дома № 18 по ул. Умара Алиева с жалобой на незаконные перепланировки жилых помещений на первом этаже их дома, рассмотрено с выездом на место.
В результате установлено, что на первом этаже дома, расположенного по вышеуказанному адресу, ведется перепланировка жилых помещений №61 и №76. В квартире № 76 устроен отдельный вход со стороны ул. Умара Алиева, к которому выстроены металлические ступени.
Разрешительная документация на перепланировку и перевод жилого помещения в нежилое, а также на реконструкцию за счет устройства отдельного входа собственникам квартир № 61 и № 76 не выдавалась.
В связи с выявленными нарушениями виновным лицам выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением устранить выявленные нарушения путем сноса ступеней и закладки дверных проемов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, оснований для принятия иных мер в рамках муниципального земельного контроля не имеется.
Заявителям разъяснено, что в случае несогласия с принятыми решениями, они вправе обжаловать их в судебном порядке, а также обратиться в суд на действия собственников квартир № 61 и № 76 в установленном законом порядке.
В ходе проверки соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых территориальных органов МВД России на районном уровне были выявлены следующие нарушения.
В ИВС Отдела МВД России по г. Черкесску в нарушение п.п 44, 45 приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по г. Черкесску отсутствовали вешалки для верхней одежды.
Также были выявлены нарушения требований приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 (ред. От 24.12.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» такие как отсутствие лекарств, установленных в Перечне, а также отсутствие медицинского работника.
ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Хабезский» 2022 году ИВС МО МВД России «Хабезский» использовался только для содержания больных коронавирусной инфекцией (COVID-2019). В период с января по апрель 2022 года в данном ИВС содержалось 3 лица указанной категории.
Несмотря на то, что медицинским работником содержащимся лицам было устно рекомендовано соблюдать постельный режим и не выходить на прогулку, так как был зимний период и это могла ухудшить состояние их здоровья, сотрудниками ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Хабезский», обеспечивающими их охрану ежедневно и неоднократно предлагалось содержащимся лицам выйти на прогулку в прогулочный двор, однако содержащиеся лица отказывались от прогулки, ссылаясь на плохое самочувствие и не желали выходить в прогулочный двор, так как там прохладнее, чем в камере и опасались ухудшения своего самочувствия.
Согласно журналу регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из помещения для содержания в период с января по апрель 2022 года вышеуказанные лица, содержащиеся в ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Хабезский» на прогулку, не выводились в связи с их нежеланием и отказом выйти на прогулку, однако данные обстоятельства не были отражены в журнале соответствующим образом. В следствие чего руководству ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Хабезский» было рекомендовано заполнять журнал вывода на прогулку таким образом, чтобы в нем отражались основания непредоставления права на прогулку заключенным под стражу.
По результатам проверки был установлен срок для устранения выявленных нарушений. По окончании установленного срока в адрес министра внутренних дел КЧР Уполномоченным по правам человека в КЧР был направлен запрос о принятых мерах.
По факту отсутствия вешалок для верхней одежды службой тыла Отдела МВД России по г. Черкесску указанные вешалки были установлены.
Закупка необходимых недостающих лекарственных препаратов для ИВС Отдела МВД России по г. Черкесску произведена в кратчайшие сроки.
В данное время в ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Хабезский» журнал выводов на прогулку спецконтингента заполняется в полном объёме и ведётся в соответствии с установленным порядком.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике 01 августа 2022 обратилась гражданка К., проживающая в Хабезском районе Карачаево-Черкесской Республики.
Заявительница просила оказать ей содействие в поиске её брата К.М., который накануне дня обращения к Уполномоченному содержался в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, а теперь его местонахождение не известно.
Сотрудник Аппарата Уполномоченного по правам человека в КЧР незамедлительно связался по телефону с администрацией СИЗО-1 ОФСИН России по КЧР. В ходе переговоров было установлено местонахождение К., который на момент обращения заявительницы содержался в следственном изоляторе г. Ставрополя, по адресу: пл. Воровского д.6.
Заявительница уведомлена о месте нахождения ее брата К.М. Таким образом сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике оказали помощь гражданке К. в реализации её прав, гарантированных ей статьей 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в соответствии с которым, лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение гражданки М., проживающей в г. Черкесске, с жалобой на действия (бездействие) сотрудников Федеральной службы судебных приставов Карачаево-Черкесской Республики.
Из обращения заявительницы следовало, что в 2021 году по решению суда гражданка К. должна была ей выплатить 403000 рублей. Однако с момента передачи исполнительного листа в службу судебных приставов по г. Черкесску ей было начислено лишь 4000 рублей.
Исходя из вышеизложенного заявительница просила оказать ей содействие в восстановлении её нарушенных прав действиями (бездействиями) судебных приставов-исполнителей по г. Черкесску.
Руководствуясь статьей 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 № 43-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике» копия обращения гражданки М. была направлена руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике для проведения проверки и принятия мер реагирования в пределах имеющихся полномочий.
По запросу Уполномоченного была проведена проверка доводов, указанных в обращении гражданки М.
Согласно полученному ответу из Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике следует, что на исполнении в Межрайонном отделении по исполнению особых исполнительных производств находятся исполнительные производства № 7665/21/09015-ИП, № 7667/21/09015-ИП, которые возбуждены 01.04.2021 в отношении К., где взыскателем является К. (М.).
Судебным приставом-исполнителем для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направлены запросы в регистрирующие и контролирующие органы, банковские и кредитные организации для установления имущественного положения должника.
В обеспечительных мерах, в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебным приставом исполнителем в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России направлено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации.
По имеющимся сведениям, должник не работает, официального дохода не имеет. Кроме того К. на основании решения суда находится под домашним арестом.
После того, как ситуация оказалась на контроле Уполномоченного, судебным приставом-исполнителем был наложен арест на принадлежащее должнику имущество: на общую сумму 29 000 рублей.
В связи с непогашением долга арестованного имущества направлена заявка на реализацию арестованного имущества.
15.11.2022 К. оплатила 5 тыс. рублей. Денежные средства в размере 5 тыс. рублей были направлены заявительнице на расчетный счет.
Кроме того, Врио начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по КЧР в ходе приема заместителем руководителя были даны поручения, направленные на полное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в отношении К.
Заявительнице дан ответ.