Вопрос:
Каковы критерии разграничения административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 9 и 10 статьи 13.15 коаП рФ, и уголовной ответственности по статье 207.1 Ук рФ в случаях распространения физическим лицом в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) под видом достоверных сообщений?
Ответ:
Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по статье 207.1 УК РФ в случаях, когда они состоят в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.
Вопрос:
Как законодательством регламентированы правоотношения, связанные с депортацией за пределы российской Федерации иностранных граждан и лица без гражданства, в условиях распространения на территории России новой коронавирусной инфекции?
Ответ:
Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2021 № 1) регламентированы правоотношения, связанные с выдворением и депортацией за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство, в период распространения на территории Российской Федерации этой инфекции.
С 15.03.2020 до 15 июня 2021 года устанавливался запрет на принятие решений о выдворении, депортации иностранных граждан и лиц без гражданства всех категорий, а также решений об их передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства).
Следует отметить, что с 15.12.2020 действие названного запрета не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства:
– освобождаемых из мест лишения свободы;
– нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации;
– создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации,
в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.
Процедура высылки таких лиц из Российской Федерации осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос:
Каковы критерии разграничения административной ответственности, предусмотренной частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной статьями 207.1 и 207.2 УК РФ?
Ответ:
Такое разграничение следует проводить по субъекту правонарушения. Административная ответственность за деяния, предусмотренные частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ, установлена только для юридических лиц. Граждане, в том числе должностные лица, руководители юридического лица, при наличии в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 207.1 или 207.2 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Вопрос:
Существуют ли наказания за создание и использование поддельных справок об отсутствии вирусного заболевания?
Ответ:
Спрос на получение гражданами медицинских справок об отсутствии коронавирусной инфекции растет. В сети «Интернет» появились незаконные схемы продаж подложных справок об отсутствии КОВИД-19.
В основном предлагаются поддельные справки об отсутствии коронавирусной инфекции с отрицательным результатом ПЦР-теста. В среднем злоумышленники просят за такую фальшивку от 1000 до 2500 рублей, однако на некоторых веб-ресурсах цена доходит до 4-5 тысяч рублей. В большинстве случаев цена фиктивной справки соответствует среднерыночной стоимости официального анализа.
По внешнему виду поддельные справки схожи с легальными, для проверки их подлинности назначается экспертиза либо запрашивается соответствующая информация в медицинском учреждении, от лица которого справка якобы выдана.
На нелегальных веб-ресурсах размещается информация о возможности приобретения справок, в том числе от имени официальных лабораторий, круглосуточно и в день обращения, с доставкой, без анализов и обследования.
Внимание: покупая справку об отсутствии вирусного заболевания без посещения медицинского учреждения и сдачи анализов, вы приобретаете фальшивку, а предъявляя ее в подтверждение состояния своего здоровья, незаконно используете поддельный документ.
Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за изготовление, сбыт и использование подложных документов (ст. 19.23 КоАП РФ, ст. 327 УК РФ). В зависимости от вида ответственности может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 30 тысяч рублей либо лишение свободы.
Если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил наступила смерть человека, то виновному может грозить наказание до пяти лет лишения свободы (ст. 236 УК РФ).
Вопрос:
Каково участие прокурора в рассмотрении судами дел о возмещении вреда здоровью?
Ответ:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на защиту жизни и здоровья является важнейшим, естественным и неотъемлемым правом гражданина, гарантом которого выступает государство.
Реализуется данное право, в том числе в рамках гражданского процесса. По делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, обязательно участие прокурора, который вступает в процесс для дачи заключения по делу (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).
Так, объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяются ст. 1085 ГК РФ. В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти, и иные лица, указанные в ст. 1088 ГК РФ. Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, определяется в соответствии с требованиями ст. 1089 ГК РФ.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Большинство судебных разбирательств связаны с порядком выплаты страхового возмещения, его размером, подтверждением права на его получение между работником и Фондом социального страхования Российской Федерации.
При разрешении споров, возникших вследствие причинения вреда жизни или здоровью в результате ДТП, применяются как общие положения гл. 59 ГК РФ, так и специальные правила, регулирующие ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» введена обязанность указанных владельцев страховать риск своей гражданской ответственности. Этим же законом установлен размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред.
При этом компенсация морального вреда, причиненного потерпевшему при использовании транспортных средств, взыскивается с владельца источника повышенной опасности, поскольку закон исключает из страхового риска причинение морального вреда.
Другие распространенные категории споров о возмещении вреда здоровью, в которых участвует прокурор, – возмещение материального и морального вреда, нанесенного некачественным оказанием медицинской помощи и повлекшего за собой вред жизни или здоровью пациента, а также возмещение вреда здоровью, причиненного преступлением.
Вопрос:
Относятся ли обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории российской Федерации к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, на которые указано в примечании к статье 207.1 УК РФ?
Ответ:
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.
Вопрос:
Какова ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления о проведении этого мероприятия?
Ответ:
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ), иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 Закона № 54-ФЗ).
Часть 2 ст. 20. 2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ. Административная ответственность за совершение указанных деяний заключается в:
а) наложении административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 30 000 рублей, или привлечении к обязательным работам на срок до 50 часов, или в административном аресте на срок до 10 суток;
б) наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
в) наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 70 000 до 200 000 рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Закона № 54-ФЗ (пп. 1 п. 4 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).
Норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти. На указанное обстоятельство обращают внимание суды.
Под организатором публичного мероприятия для целей ст. 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).
Указанные лица являются субъектами административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее 4 дней до дня его проведения.
Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренные ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ и исчисляемые в календарных днях, не включают дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.
Соответственно уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия, поданное за пределами периода, установленного ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен (ч. 5 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 54-ФЗ).
Уведомление, поданное ранее установленного ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ срока, не лишает организатора публичного мероприятия права на повторное обращение с уведомлением о проведении публичного мероприятия в пределах установленного срока. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок (ч. 5 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).
Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более 50 метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием (ч. 1.1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом № 54-ФЗ установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.
При этом исходя из предусмотренной ст. 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания того, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, должна лежать на должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения им дела о таком правонарушении.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Уполномоченный по правам человека в КЧР
З. Н. Умалатова