Усыновление, удочерение, передача под опеку или попечительство, в приемную семью либо в патронатную семью (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) являются приоритетными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
При увеличении количества граждан России, желающих принять в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такая ответственность может быть возложена далеко не на каждого. В том числе на основании статей 127, 146, 153 Семейного кодекса Российской Федерации из числа кандидатов должны быть исключены лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, а также бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине.
Неукоснительному соблюдению данного требования препятствуют случаи сокрытия или предоставления относящимися к названной категории лиц гражданами ложной информации относительно обстоятельств, лишающих их возможности стать опекунами, попечителями, приемными родителями или патронатными воспитателями либо усыновить детей, достоверность которой не всегда могла быть проверена до выдачи органами опеки и попечительства заключения о возможности передать ребенка в их семью.
Для исключения таких фактов и обеспечения соблюдения интересов несовершеннолетних, нуждающихся в семейном устройстве, Федеральным законом от 02.08.2019 № 319- Ф3 в действующее законодательство внесены изменения, регламентирующие формирование и ведение реестра недобросовестных лиц, утративших возможность стать законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, обязывающими суды в течение трех дней после вступления в законную силу вынесенных ими решений о лишении граждан родительских прав в отношении детей, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав, а также об отмене усыновления детей по вине усыновителей направлять выписки из этих решений в органы опеки и попечительства по месту их вынесения.
Дополнениями, внесенными в ряд статей Федерального закона от 16.04.2001 № 44- ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», на органы опеки и попечительства возлагается обязанность вносить в банк данных информацию о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, а также гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей.
Изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 года, позволят органам опеки и попечительства оперативно и без обращения в другие органы получать информацию, необходимую для решения вопросов семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченный по правам человека в КЧР
З. Н. Умалатова