Со следующего года гражданам при получении государственных или муниципальных услуг не придется искать и предоставлять справки, которые выдают федеральные органы власти.
Правительство утвердило перечень из 85 справок, которые федеральные органы исполнительной власти обязаны передавать по каналам межведомственной связи без участия конкретных заявителей коллегам в регионы, к примеру, при назначении пособий в органах соцзащиты, военных пенсий, алиментов.
Регионы получили четкие указания, какие именно документы нужно требовать не с гражданина, а запросить, например, у Федеральной налоговой службы, МВД, Федеральной службы судебных приставов (ФССП), МЧС, минюста или минобороны, а всего 25 федеральных ведомств, хранящих нужную информацию.
Например, служба судебных приставов обязана без участия гражданина по запросу органов власти или многофункциональных центров (МФЦ) предоставить данные о нахождении должника по алиментным обязательствам в исполнительном розыске. Налоговики – справки об уплаченных налогах, пенсиях и выплатах при совокупном доходе семей, об отсутствии задолженности по налогам, о доходах индивидуальных предпринимателей по форме 3-НДФЛ, Служба исполнения наказаний – подтвердить нахождение осужденных в исправительных колониях.
В МВД «автоматом» должны проинформировать о регистрации гражданина России или иностранца по месту жительства или пребывания. В минобороны – раскрыть сведения о военной службе. Предполагается. Что все документы будут предоставлять преимущественно в электронной форме в едином формате на территории всей страны.
До 1 января 2017 года ведомства, ответственные за ту или иную информацию должны определиться с форматом ее предоставления. Ранее распоряжениями правительства были утверждены аналогичные перечни справок и документов, которые федеральные органы власти самостоятельно могут запрашивать у регионов – друг у друга в электронном виде с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Исключения составляют только так называемые документы личного хранения, например, паспорта, дипломы об образовании, медицинские экспертизы и некоторые другие. Их, если они требуются, в ведомства по-прежнему должны предъявлять сами заявители при обращении за госуслугами. Утверждение перечня позволит в полной мере реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у граждан уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. А унификация межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти с федеральными ускорит прохождение сведений по межведомственным каналам.
Уполномоченный по правам человека
в Карачаево-Черкесской Республике З.Н. Умалатова